Глава 4 - Истинная вековечная столица


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Глава 4. МОСКВА – ИСТИННАЯ ВЕКОВЕЧНАЯ СТОЛИЦА

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИИ)

 

Введение в Главу 4

4.1.1147 год. Основание города Москва

4.2. 1325 год. «МОСКВА» -духовно-нравственный Православный

центр Руси

4.3. 1426 год. «МОСКВА» - административный,государственно-политический центр Руси


 

Глава 4. МОСКВА – ИСТИННАЯ ВЕКОВЕЧНАЯ СТОЛИЦАРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИИ)

 

 

Введениев Главу 4

 

«Москва... какмного в этом звуке

Для сердцарусского слилось!

Как много в немотозвалось!»

 

Этими проникновеннымисловами наш гениальный поэт и мыслитель Александр Сергеевич Пушкин определил величиеМосквы для каждого гражданина России.

Далее уже не споэтических, а с вполне прагматических позиций – результатов наших исследованийобширного фактологического материала –  будет подтверждено значение Москвы не толькодля «сердцарусского», но и для всего мира.

Кроме того, в этой главебудет показана неизбежность исторических процессов формирования ИстиннойСтолицы Российского государства, исторических процессов, которые происходили встрогом соответствии с неотвратимыми закономерностями Живой Природы.

Отмечая год за годомдату рождения города Москвы (1147 г.) иособенно «круглые» юбилейные даты, вряд ли кто из жителей не только Столицы, нои всей России задумывался над тем, о каком, собственно, празднике идёт речь. Толи о городе – Москве, то ли  о Столице –  Москве, поскольку оба эти понятия по отношениюк Москве – и город и Столица – для них просто стали синонимами.

Город с места несдвинешь, день рождения города из истории не выкинешь. Во все времена этот деньМосква отмечала, как и положено по летописи, в начале апреля. В советские жевремена по очевидным идеологическим соображениям, дабы радость этого праздникане перерастала во всенародное празднование пасхальных дней, власть перенеслаего на начало осени.

Поскольку Москва непросто город, а город особенный, Сто­лица, то и день рождения её, атем более – юбилей в обывательском сознании воспринимается, отмечается как ЮбилейСтольного города. Между тем, основание города и становление города-Столицы –события разного плана.

Понятие «город-Столица»было исторически выработано исключительно русским народом. Столица – это нечтобольшее, чем «главный город» (capitaltown) западноевропейских и других государств мира, которые мы, русские,называем по аналогии (довольноповерхностной) «столицами». Хотя по сути своей они являются просто главнымигородами, такими же, как и любой главный город какой-либо российской губернииили края. Образование и форми­рование именно Столичного города – фактвесьма маловероятный в социальной истории человечества и поэтому удивительный.С момента падения Константинополя в мире существует лишь единственная Истинная Столица– это город МОСКВА. У Москвы-Столицы были свои предшественники – тот жеКонстантинополь, Рим, и ещё более древние – это Фивы Среднего и Нового царства,Вавилон, Урук и др. Сегодня Рим – этоуже не Столица Римской Империи, а всего лишь главный город («столица») Итальянской республики. Константинополь, бывшийкогда-то Столицей Ромейской Державы, сегодня – главный город одной из турецкихпровинций, переименованный в Стамбул. И всё же эти города были когда-то ИстиннымиСтолицами, а не просто главными городами государств. Ожидает ли Москву подобнаяучасть Столиц величайших Империй мира?!

Исторический опыт существования немногих Столичных городов мира (всего не более 5-6), в том числе и Москвы,свидетельствует о наличии трёх необходимых системообразующих факторов, совместноедействие которых приводит к образованию Истинной Столицы государства

Первый фактор – пространственно-временной; фактор, определяющий месторасположениеи время образования истинно Столичного города. Этот фактор в случаеформирования Столичного города указывает на особые, уникальные условиягеографического месторасположения будущей Столицы и особую временнyю дату еёобразования, согласующуюся с естественными ритмами Живой Природы (космического пространства).

Второй фактор – религиозный; фактор, определяющий духовную жизнь народа исосредоточие духовной, нравственной Власти в едином Центре.

Третий фактор – государственный; фактор, определяющий политическую жизнь народа исосредоточие Верховной административной власти государства (так же, как и духовной) в этом же единомЦентре.

Как в древней, так и всовременной истории есть примеры, когда города основывались сразу же какгорода-«столицы», буквально «на пустом месте». Так например, в 762 году был основангород Багдад – «столица» Арабского халифата династии Аббасидов. Так былиоснованы в 1913 году город Канберра – «столица» Австралии и в 1957 году городБразилия – «столица» Бразилии. В большинстве же случаев, «столицы» государств –это древнейшие города, выросшие из скромных поселений, в силу различныхобстоятельств ставших главными городами, средоточием политической, административной,экономической и культурной жизни того или иного народа. В Древней Руси такимгородом был Киев. Когда князь Олег завладел Киевом, он изрёк: «Себуди мати градом русским». То есть Киев – мать городов русских. В еговремя слово «столица» ещё не было известно, понятие «стольный город»появится лишь в XI веке.

Только сочетание исовместное проявление трёх указанных факторов рождает Истинную Столицугосударства. Это условие необходимое, но недоста­точное, если иметь в видудальнейшую жизнь и судьбу Столичного города. Не просто сочетание, а именно гармоничноесочетание и взаимодействие пространственно-временнoго, религиозного,духовно-нравственного и государственно-политического, административного факто­ровбытия определяет Истинность и Вековечность жизни Столицы.

Рождение Москвы как истинноСтоличного города России произошло почти мгновенно, если рассматривать этособытие во временны?х масштабахсуществования человечества. По меркам же исторического времени – в течение 279лет.

А теперь более подробно и конкретно о городеМоскве и о князьях, неустанным и самоотверженным трудом которых создавалась,формировалась, защищалась, укреплялась и возвеличивалась Столица нашегоОтечества – России.

 

4.1. 1147 год. Основание

города«МОСКВА»

Территория верхней и средней Оки в первом тысячелетии новойэры
была заселена славянскими
племенами вятичей.Один из первых летописцев России монах Нестор сообщает (1113 г.): «Были два брата в Ляхох: Родим, а другойВятко. Пришли и сели: Родим – на Соме, а Вятко, ещё с родом своим, – по Оке, отнего же прозвашеся “вятичи”».

Вятичи – прямые предки москвитян, тулян, орловцев, рязанцев,калужан, одним словом – коренного населения Центральной России. Селениявятичей, как и других славянских племён, представляли собой небольшие укреплённыеили неукреплённые городища с населением до 200 человек, иногда – более. Такихдревнейших поселений в виде городищ по всей Русской земле было рассеяно великоемножество. Несколько десятков их было обнаружено археологами на современнойтерритории Москвы.

Территория будущей Москвы находилась на периферииРостово-Суздальских земель Северо-Восточной Руси, княжеское освоениекоторых  началось ещё в годы правления (980-1015 гг.) Великого князя КиевскогоВладимира I Святославича (ок. 948-1015 гг.), прозванного в народе Красным Солнышком, Крестителем. Сюда, в Ростовскуюволость в 987 году Владимир Святославич направил княжить своего девятилетнегосына Ярослава, ставшего впоследствии Великим князем Киевским Ярославом I Владимировичем (прозвище – Мудрый). Молодой княжич правилволостью с 987 г.по 1010 г.С него и началось Ростовское княжество, со временем преобразованное вРостово-Суздальское, а затем (во второйполовине XII века) во Владимиро-Суздальское княжество.

Ростово-Суздальское княжество занимало значительнуютерриторию Северо-Восточной Руси, которая простиралась на севере вглубьнынешней Вологодской области; на юге она уходила за Москву-реку и Клязьму,местами доходила до реки Оки; на востоке она граничила с владениямиволжско-камских болгар. Это была территория, которую в наше время совместнозанимают Московская, Владимирская, Ярославская, Ивановская, Костромскаяобласти, а также (отчасти)Вологодская, Тверская и Нижегородская области.

В первой половине XII в.Ростово-Суздальское княжество становится сильнейшим среди других княжествКиевской Руси. И этим оно обязано внуку Ярослава Мудрого – Великому князюКиевскому Владимиру II Всеволодовичу (Мономаху)(1053-1125 гг.) и правнуку (сыну Владимира II) – Юрию  Владимировичу.

Ростово-Суздальские земли были даны в удел Юрию Владимировичукак младшему сыну. Став в возрасте 34-35 лет после смерти отца полностьюсамостоятельным князем, он перенёс «столицу» (т.е. главный административный город своего княжества) из Ростова вСуздаль. После смерти старшего брата – Великого князя Киевского МстиславаВладимировича (1132 г.) Юрий былвынужден включиться в междоусобную борьбу за Великокняжеский (Киевский) Стол.

В 12-летнем интервале времени (1141-1153 гг.), к середине которого относится основание городаМосквы, на русской территории действовали не менее 50 князей. Одни из них ужесходили с арены исторической жизни, другие только родились или вступали вовласть, женились, третьи активно заявляли себя как политики, а иные,безучастные к политике, тихо правили в своих небольших уделах.

 

Юрий I Владимирович Долгорукий (1090/1091гг.-15.05.1157 г.)

основатель города «МОСКВА»

 

Князь Ростовский и Суздальский – в 1096-1149 гг.,князь Переяславский – в 1135 г., Великий князь Киевский в 1149-1151 гг. ЮрийВладимирович (в крещении Георгий)родился, когда его отцу, Великому князю Киевскому – Владимиру II ВсеволодовичуМономаху (1053-1125 гг.) было 38 лет;Юрий Владимирович – один из младших его сыновей. Имя матери нам установить неудалось, так как Владимир Всеволодович был женат трижды. Первая жена – Гида (Гита), дочь английского короля ГарольдаII (ок. 1020-1066 гг.) с 1074 года;вторая – неизвестная по имени и, возможно, мать Юрия Долгорукого, скончалась винтервале 1100-1117 гг.; третья – княжна Ефимия, скончалась 11 июня 1126 года.(По другим источникам, у ВладимираМономаха было две жены –  уже упомянутаяГида и вторая – Христина, дочь шведского короля Ингоря).

Юрий Владимирович был женат два раза. Первая жена (с 1108 го­да) – дочь половецкого ханаАепы Осеневича, имя её неизвестно. Вторая жена – царевна Ольга, дочь или сестраИмператора Византийского Мануила I Комнина, прожила на 25 лет дольше своегосупруга (скончалась 11 июня 1182 года).

От двух жён Юрий Владимирович имел 9 сыновей и двухдочерей: Ивана, Ростислава, Андрея, Бориса, Глеба, Мстислава, Василько,Михаила, Всеволода, Елену, Ольгу.

15 мая 1157 года Великий князь умер, отравленныйкиевскими боярами. Прозвище «Долгорукий» Юрий Владимировичполучил не при жизни, а позже, в XIV веке.

4 апреля 1147 года – в пятницу, на пятой неделеВеликого поста, накануне праздника Похвалы Борогодицы в Москве по приглашениюЮрия Владимировича состоялась достопамятная дружеская встреча его сНовгород-Северским князем Святославом Олеговичем, сын которого, Игорь,прославился в последующие времена походом на половцев (1185 год) и воспет в знаменитой «Песне о полку Игореве». С этой даты, впервые упоминаемой влетописи, начинается, по выраже­нию И.Е. Забелина, «княжеская История Москвы».

Из пригласительных слов князя Юрия Владимировича «Будико мне, брате, в Москву» логически следует вывод о Москве, как об ужесостоявшемся факте обустройства небольшого княжеского поселения (приграничного укреплённого населённогопункта) Суздальской земли.

Дату основания города с точностью до одного дня, дажеесли известен календарный год его основания, установить невозможно. И не толькопо причине отсутствия необходимых дополнительных сведений, но и потому, что неткаких-либо научных или хотя бы юридических критериев датировки образованиягородов.

За один день такой населённыйлюдьми пункт не создаётся. Решение, диктуемое оборонной, политической и др. необходимостью,сначала формируется и вынашивается, а по принятии его следует ряд непростыхмероприятий по организации строительства, привлечению трудовых ресурсов, заготовкематериалов ипр. Как минимум – полгода. А это уже, по крайней мере, осень 1146 года.

Даже при наличии юридическихдокументов (грамота, акт, протокол и т.п.),в которых были бы отражены даты решения об образовании города, завершения егостроительства или открытия в соответствии с первоначально задуманным планом,всё равно нет ясности – какую из этих дат надо считать исходной исторической в появлениигорода. Так что всегда существует некий интервал временнoй неопределённости, вкотором дата основания города может быть установлена произвольно, исходя изутилитарных соображений политического, религиозного или социального характера.

С формальных позиций, датуоснования Москвы следовало бы записать следующим образом: 1146 ± 1 год, то естькалендарная дата основания города определяется временны?м интервалом 1145-1147гг. Выбор летописного 1147 года в качестве даты основания города «МОСКВА» непротиворечит вышесказанному.

В небольшом временнoм сдвиге(1147 год, а не 1146 год) нет ничего«страшного». Ведь празднуем же мы день рождения человека (т.е. появление его на свет), а не день его зачатия. Храмосвящается, когда он построен. Город Константинополь, задуманный в 325 году наНикейском соборе, стал строиться в 328 году, а был выстроен и освящён в 330году; этот год и принимается датой основания главного города Византийской (Ромейской) Империи. Так что и для города«МОСКВА» 1147 год его основания – дата вполне обоснованная.

Юрий I Владимирович (Долгорукий) был достойным наследникомсвоих великих предков. Никакие поздние домыслы некоторых историков в его адресне могут затмить величие этого выдающегося человека Земли Русской.


«Онне разъединял, а объединял и созидал!»

Постоянно занимаясь укреплением своего Ростово-Суздальскогокняжества, Юрий Владимирович построил ряд городов: Переяславль-Залесский,Юрьев, Дмитров, Звенигород и др. Основал Борисоглебский монастырь (в четырёх верстах от Суздаля на берегахреки Нерли) в местечке Кидекши, где было когда-то «становище» благоверныхкнязей Бориса и Глеба, направляющихся в Киев; в этом монастыре в 1139 г. был погребён сынЮрия Владимировича – князь Борис, и потом жена Борисова, и дочь.

Именно он основал в 1147 году город«МОСКВА».

Мало кому из смертных дано основать город, и тем более – непросто город, а будущую Истинную Столицу величайшего на Земле государства –«РОССИЯ».

Имя городу (первоначальному княжескому поселению)дал также князь Юрий Владимирович. Причём, дал не своё имя, как это делалось вте или иные времена по княжескому достоинству, а по имени реки, светлой и чистой,из которой не боялись воду пить.  Селубоярина Кучки, появившемуся неподалёку от Боровицкого холма несколько ранееМосковского детинца, по тому же княжескому достоинству, да и по местонахождениюсвоему (Сретенка, Лубянка) не сужденобыло положить начало городу – Истинной Столицы Руси.

Небольшая деревяннаякрепость на Боровицком холме –  явлениесамостоятельное и самодостаточное, распространившееся в дальнейшем не только наокрестные сёла, но и  на всю Землю Русскую.

В первой половине ХII века в районебудущего Московского Кремля и его окрестностях в радиусе 5-6 км было разбросано несколькопоселений (предположительно, по 15-30дворов каждое), находившихся во владении некоего Степана Ивановича Кучко. Ни одно из егопоселений не стало зародышем (началом)города. Москва началась с небольшого поселения на Боровицком холме, основанногокнязем Юрием I Владимировичем (Долгоруким) в 1146 году,первоначально как временная его резиденция. Это и есть центр, начало Москвы -территория, которая (по данным археологов)в несколько раз меньше той, которую занимает современный Кремль.

С 1147 года резиденция князя превращается в небольшойукреплённый военный пункт, обрастающий посадами по берегу реки Неглинной иберегу реки Москвы (Подол). В1156-1157 годах это уже деревянная крепость, огороженная по кольцу крепкими,хотя и деревянными, стенами. Постройка крепости-города означала, что окрестныеи дальние местности были уже достаточно населены; в случае опасности за крепкимистенами города люди могли найти убежище. И.Е. Забелин отмечает, что Москва кначалу XIII века являлась, по-видимому, настолько значительным городом, что «четвёртыйсын Всеволода, Владимир, получивший по смерти отца в надел город Юрьев, незахотел в нём оставаться и перебрался в 1214 г. в Москву, действуя в усобице враж­дебнопротив Юрия, который, однако, осадил его в Москве, принудил сдаться и отослалего на княжение в Переславль Киевский».

Нашествие монгольских орд на Русскую землю в 1236-1240 годахпревратило многие её города и селения, в том числе и Москву, в пепелища. ОтМосквы и окрест лежащих сёл практически остались лишь выжженные места.Потребовался не один десяток лет, чтобы городу ожить, восстановиться и зановоначать трудиться и работать на будущее России. Удивительно, что люди возвратилисьна пепелище и начали восстанавливать город именно на том месте, где изародилась Москва, а не стали осваивать свободную территорию.

При Великом князе московском Иване I Даниловиче (Калите)посад вокруг отстроенной крепости выходит за пределы Боровицкого холма, занимаячасть будущего Китай-города. В Московском Кремле закладываются белокаменныесоборы, новые княжеские хоромы, появляется Двор митрополита, увеличиваетсяколичество боярских дворов. В 1339-1340 годах всего лишь за пять месяцев вокругКремля возводятся мощные дубовые стены, которые через 27 лет (1340-1367 гг.) при Великом московскомкнязе Дмитрии Ивановиче (Донском) заменяются набелокаменные, ставшие первыми каменными укреплениями Владимиро-Суздальскойземли. При этом территория крепости была расширена почти до современныхразмеров территории Кремля (27,5 га, то есть 0,275 кв.км.). Посады вокругКремля также значительно расширились. Великий посад занял почти всю территориюКитай-города. К концу XIV века вся территория внутри нынешнего Бульварного кольцабыла заселена и обнесена земляным валом со рвом.

За четыре столетия Москва, смомента основания её Юрием I Владимировичем Долгоруким, прошла тернистыйисторический путь от небольшой площадки, занимаемой Кремлём, до громадногогорода. Среди многих сотен и тысяч лучших русских людей, волей и энергиейкоторых создавался этот город-государство, князья московские и их духовныенаставники всегда были первопроходцами.

 

Вот их имена, расположенныев хронологическом порядке правления (см. так же Рис.1):

1.  До 1238 г. - Владимир Юрьевич

2.  1246-1248 гг. - Михаил Ярославич (Храбрый)

3.  1248-1263 гг. - Борис Михайлович

4.  1263-1303 гг. - Даниил Александрович

5.  1303-1322 гг. - Юрий III Данилович

6.  1322-1341 гг. - Иван I Данилович (Калита)

7.  1341-1353 гг. - Семён Иванович (Гордый)

8.  1354-1359 гг. - Иван II Иванович (Красный)

9.  1359-1389 гг. - Дмитрий Иванович (Донской)

10.1389-1425 гг.- Василий I Дмитриевич

11.1425-1434 гг.- Василий II Васильевич

12.1433 и 1434 гг.- Юрий Дмитриевич

13.1434-1462 гг.- Василий II Васильевич (Тёмный)

14.1462-1506 гг.- Иван III Васильевич Великий

15.1506-1534 гг.- Василий III Иванович

16.1534-1547 гг.- Иван IV (Грозный)

 

На Рис.1 в виде структурной схемы представлена генеалогия московскихкнязей, сопровождаемая основными датами их жизни (исключая некоторые ввиду отсутствия сведений), с обозначениемвременны?х вех исторического становления Москвы как Столицы Российскогогосударства. Анализ данной схемы, дополненный системно осмысленнымиисторическими сведениями о деяниях наших великих предков, позволяет выявитьглавное в их уже состоявшейся судьбе.

 

По мнению И.Е. Забелина, с которым нельзя несогласиться,

«главное состоит в том, что всех потомков князя Юрия I ВладимировичаДолгорукого, правивших в Москве, отличало необычайно развитое чув­ствоответственности, истоки которой лежали в изначальном церков­но-государственномхарактере московского домостроительства, на­правленного на объединениематериальных и духовных сил русского народа».

Князья московские результатами своих деяний исегодня незримо участвуют вместе с Юрием Владимировичем в созидании Российскогогосударства и его Истинной Столицы – Москвы, и тем самым предопределяют судьбукаждого из нас.

1230-е годы.Владимир Юрьевич – Первый князь Московский.

Первоначальная территория Московскогокняжения времён Первого московского князя Владимира Юрьевича  (правнукаЮрия I Владимировича Долгорукого) была, по-видимому, не больше той территории,которую занимала современная Москва (ноещё до безобразного по очертаниям границ территории города и бессовестным поотношению к жителям Москвы и Московской области расширению площади, занимаемойСтолицей, в 2012 году. Об этом, лживо «обоснованном» и бесцеремонномвмешательстве властей страны и Столицы в естественный закономерный ходисторического процесса формирования и размещения человеческих сообществподробно говорится в этой Книге).

В исторической науке становлениеМосковского княжества обычно связывается с именем Даниила Александровича –младшего сына Александра Ярославича (Невского). Между тем начальный мо­ментобразования Московского удела связан по времени с именем Великого князяВладимирского Юрия II Всеволодовича, отправившего своего младшего сынаВладимира Юрьевича княжить в Московскую волость.


Юрий ПВсеволодович (26.11.1188г. - 04.03.1238 г.) – Великий князь Владимирский (1212-1216 гг., 1219-1238 гг.), второй сын Великого князяВладимирского Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо) (20.10.1154 г. -13.04.1212 г.), внукоснователя Москвы Юрия I Владимировича (Долгорукого). Мать – чешская княжнаМария из гор. Яссы (умерла в 1205).Имя первой жены неизвестно. Вторая жена (с10.04.1211 г.) – княжна Агафья (?-07.02.1238гг.), дочь князя Черниговского Всеволода Святославича Чермного (?-1214 гг.) и польской королевны Марии (?-1179 гг.).

Сыновья: Всеволод (1212/1213-1238 гг.), Мстислав (?– 1238 гг.), Владимир (1218-1238 гг.).Дочь: Феодора.

Юрий Всеволодович –активный помощник отца в его военных деяниях. Владимирское княжение былопередано Юрию Всеволодовичу в обход его старшего брата Константина (1186-1219 гг.). После смерти отца междубратьями началась междуусобная борьба, закончившаяся примирением. После смерти своегобрата Константина Юрий II Всеволодович сохранил единство Владимирской земли,распространил своё княжеское влияние на Муром, Рязань, Переяславль-Южный иНовгород Великий. После успешно­го похода в 1220 году на Волжскую Булгариюосновал (1221 год) Нижний Новгород.Погиб в битве с монголами на реке Сити.

Дата начала княжения Первого князя Московского ВладимираЮрьевича неизвестна. Но её можно установить с той или иной степенью достоверности,исходя из знания традиций воспитания отроков в княжеских семьях, а также привлекаянестандартные методы анализа исторических сведений.

Издревле на Руси княжичей с раннего детстваготовили к их будущему предназначению. В три года мальчик проходил обряд «пострига»:его сажали на коня и в знак посвящения в воины обрезали прядь волос. Послеэтого обряда мальчик переходил от нянек и кормилиц на попечениевоспитателей-мужчин, которые постепенно приучали его к суровому и трудномукняжескому делу. Обучение грамоте начиналось в семилетнем возрасте. Уже вдесятилетнем возрас­те (а иногда и ранее)княжич мог быть отправлен вместе с наставниками на княжение в какой-либогородок, дабы обозначить владение и политическое присутствие княжеского дома вданной волости.

Будущий Первый московский князь Владимир Юрьевичродился в 1218 году. С учётом вышеописанной традиции, его московское княжениемогло состояться не ранее 1228 года. Известно также, что женился молодой княжичв возрасте 18 лет, то есть в 1236 году, на княгине Марии (о её происхождении нами не найдено данных). Этот год также являетсявероятной датой начала московского княжения Владимира Юрьевича (создание семьи обозначает рубеж, за которымначинается самостоятельная жизнь князя, а с ней и возможность проявленияорганизаторских способностей по управлению вверенной ему волостью). Такимобразом, зарождение Московского княжества состоялось, по всей видимости, втечение восьмилетнего отрезка времени, датируемого 1228-1236 годами. Формальнодата этого события может быть записана как год 1232 ± 4. Наиболее же вероятнаядата – 1233 год.

Нашествие монгольской Ордына Северо-Восточную Русь и другие русские земли в 30-х годах XIII столетияпрервало естественный ход жизни на Руси. Даже несмотря на княжеские междоусобицы,Русь (по мнению авторов) могла быобъединиться и дать отпор врагу, если бы обладала достаточными людскимиресурсами, молодыми людьми (воинами).Но демографическая ситуация в то время была ещё хуже, чем в наше время.Численность населения всей Северо-Восточной Руси в начальные десятилетия XIIIвека практически не росла, достигнув от силы 1,5 миллиона человек.

С монгольским (татаро) нашествием прервалось истановление Мос­ковского княжества. Москва изначальная (ещё не крепость, а лишь укреплённый военный пункт, огороженныйдеревянным забором по участку Боровицкого холма), а также окружающие еёпосады и сёла были сожжены, а все жители перебиты. Такая же участь постигла идругие города и сёла Северо-Восточной Руси. Трагически оборвалась и жизнь Первогомосковского князя – двадцатилетнего Владимира Юрьевича, его молодой жены,ребёнка и близких ему людей. В современном изложенииэти события описываются лаконичным языком летописи, следующим образом: «В феврале 1238 года татары взяли Москву,убили воеводу Филиппа Няньку, захватили князя Владимира. Прежде чем начатьштурм,татары вывели Владимира к Золотым воротам и стали спрашивать владимирцев:«Узнаёте ли вашего княжича?» Братья Владимировы, Всеволод и Мстислав, бояре ивесь народ заплакали, увидав Владимира – бледного и исхудалого. Посвидетельству Степенной книги, Владимира тут и убили».

7 февраля 1238 года гор.Владимир был взят штурмом, жители города и вся семья Великого князя Юрия IIВсеволодовича, собиравшего в это время воинов в северных областях княжества,были истреблены. Почти через месяц в бою с врагами погиб и сам Великий князь –внук основателя Москвы.

Русской Православной Церковью ежегодно отмечаютсяместные праздники в честь некоторых князей и святителей русских. Таков и день памяти зачинателя княжестваМосковского – Благоверного и Великого князя Владимирского Юрия II Всеволодовича,убитого монголами (татарами) всражении на реке Сити 4-го февраля 1238 года. Тело его было перенесено с полябитвы епископом Ростовским Кириллом и погребено сначала в Ростовском соборе, азатем перенесено во Владимирский собор. Можно лишь гадать, каким могло бы бытьначало московского княжения под управлением сына Юрия II Всеволодовича – Владимира Юрьевича.Не успел молодой 20-летний княжич, правнук Юрия Долгорукого, проявить себя вделах мирских. Но, судя по тому, как он – израненный и порубленный – достойно имужественно принял у стен города Владимира свою смертную участь, можно уверенноговорить о нем как об одном из лучших сынов нашего Отечества.

Владимир Юрьевич,правнук Юрия I Владимировича Долгорукого – первый москвич, Первый князьМосковский, защитник Москвы со товарищами, чья жизнь и деятельность были отданыоснованию величайшего города мира  -Истинной и Вековечной Столицы России – города «МОСКВА».

1276год.Становление Московского княжества.

Великое княжество Владимирскоеберёт начало в XII веке, когда сын Юрия Долгорукого, князь Андрей I Боголюбский(ок. 1110-1175 гг.) отдал в 1169 годуКиев в удел своему брату Глебу (?-1171 гг.),а сам, поселившись во Владимире, принял титул Велико­го князя. ПервоначальноВладимирское княжество занимало территорию, включающую территории современныхВладимирской, Ярославской, Костромской, Московской, части Новгородской,Тверской, Нижегородской, Тульской и Калужской областей (губерний).

В начале XIII векаВладимирское княжество имело в своём составе четыре удела: Ростовский (гор. Ростов), Юрьевский (гор. Юрьев-Посад), Стародубский (гор. Стародуб) и Переяславский (гор. Переяславль-Залесский). Тверь кэтому времени образовала самостоятельный удел. Ко второй половине XIII векавнутри Княжества выделилось ещё три удела: Суздальский (гор. Суздаль), Костромской (гор.Кострома) и Московский (гор.Москва). Москва не играла тогда какой-либо серьёзной политической ролив жизни Северо-Восточной Руси, если не считать тех оборонительных функций,которые она выполняла по защите южных границ Великого Владимирского княжества.

В середине XIII в. Московскийудел по территории был примерно в девять раз меньше современной Московскойгубернии (47 тыс. кв. км). Верховьереки Москвы принадлежало князьям Смоленским (гор. Можайск), а устье – князьям Рязанским.

Становление удельного Московского княжества и его преобразование вВеликое княжество Московское связано с именами Великих князей московских:Даниила Александровича и его сыновей – Юрия и Ивана Даниловичей, а такжемитрополитов Русской Православной церкви Максима, Петра и Феогноста.

Даниил Александрович (11±4декабря 1261 г.- 05 марта 1303 г.)– младший сын Александра Невского (ноябрь1220 г.-14.11.1263г.) и полоцкой княжны Александры Брячиславны. Даниил, согласно завещаниюотца, получил весьма скромный удел – основанную Юрием Долгоруким Москву сприлегающими к ней землями. В силу своей незначительности Москва в первые столет своего существования ни разу не была стольным городом. Даниила воспитывалЯрослав III Ярославич (1230 г.-16 сентября 1272 г.) – младший братАлександра Невского, родоначальник трагической династии Тверских князей. С 1263по 1272 год Москва находилась под контролем Великого князя Василия Ярославича (1236-1276 гг.) – самого младшего изЯрославичей.

Юридически Москва – стольный княжеский город с 1263года. Фактически же – с 1276 года, когда Даниил Александрович сталсамостоятельно править.

У Даниила Александровича, женатого на княжне Марии,было шестеро сыновей: Юрий (1281-1325 гг.),Александр (?-1308/1309 гг.), Борис (?-1320 гг.), Иван (1288-1341 гг.), Афанасий (?-1322гг.) и Фёдор (?-? гг.).

Юрий Ш Данилович (1281-1325гг.) – князь Московский и Переяславский (с 1303 г.),Великий князь Владимирский (1319-1322 гг.),князь Новгородский (1322-1325 гг.).Старший сын Даниила Александровича. После смерти отца (1303 г.)унаследовал Московский княжеский Стол. Присоединил к Московскому княжествуМожайск. После смерти Великого князя Владимирского Андрея Александровича (1304 г.)стал претендовать на Великокняжеский Стол. Сумел добиться тесного сотрудничества срусским митрополитом Петром. При поддержке Петра присоединил кМосковскому княжеству в 1311 Нижний Новгород. В 1314 попытался поставить взависимость Новгород Великий. Активно соперничал с Михаилом ЯрославичемТверским, получившим Великое княжение Владимирское.

Первая жена (с 1297 г.) – дочь князяРостовского Константина Борисовича. Вторая жена (с 06.02.1317 г.) – Кончака (христианскоеимя Агафия), сестра Золотоордынского хана Узбека, правнучка Чингисхана.Дети:  дочь Софья (от первого брака).

Максим (умер1305 г.),митрополит Киево-Владимирский и Всея Руси (1283—1305гг.). По происхождению грек. Преемник митрополита Кирилла II. По отношениюк Золотой Орде придерживался политики своего предшественника. Как и Кирилл, восновном жил не в Киеве (место пребываниямитрополичьей кафедры), а во Владимире-на-Клязьме; в 1299 году официальноперенёс кафедру в город Владимир. Перевод Митрополии вызвал недовольство Галицкогокнязя Юрия Львовича, который решил отделиться от Киево-Владимирской Митрополиии основать самостоятельную Митрополию. Стремясь поставить в Галиче (южном) своего кандидата, Юрий Львовичнаправил в Константинополь для посвящения в митрополиты настоятеля одного измонастырей Юго-Западной Руси – Петра. Но как раз в это время умер Максим, иКонстантинопольский патриарх Афанасий в 1308 году поставил Петра не вмитрополиты Галицкие, а в митрополиты Всея Руси.

Михаил Васильевич Ломоносов в своей краткой летописи Вели­когокняжения (1759 год) отметил: «Данило Александрович (начало владения от Христа – 1296 года, летажизни – 42) московским Великим князем именовался первый. И будучи меньшийбрат, в нестроение и распри князей российских жил по большей части мирно.Москву увеличил строением и усилил присовокуплением во власть своюПереяславля-Залесского по духовной князя Ивана Дмитриевича. Наконецпостригшись, преставился. При нём Москва начала приуготовляться быть столицеювсероссийскою».

Согласно оценкам историковXIX века, в Великороссии око­ло 1300 года самым сильным княжеством былоТверское, самым воинственным – Рязанское, а самым богатым – Новгородская Республика.В области Великого княжества Владимирского насчитывалось не менее 14 городов.Из них наиболее богатыми были Ростов, Суздаль, да и сам стольный городВладимир. Вторым по своей значимости в Суздальской земле после Суздаля былПереяславль-Залесский.

Территориальный ростудельного Московского княжества начинается с самого начала XIV века, в концеправления Даниила Александровича. Старший его сын Юрий III Данилович, унаследовавшийВеликокняжеский Стол, продолжил дело своего отца по укреплению и развитию Московскойземли.

Соперничество за Великоекняжение двух выда­ющихся русских князей: Тверского князя Михаила Ярославича (внука Ярослава Всеволодовича) иМосковского князя Юрия III Даниловича – привело к трагической развязке. Обакнязя погибли вставке Ордынского хана.

В 1322 году обладателемярлыка на Великое княжение Владимирское стал Дмитрий Михайлович Тверской. ХанУзбек лишил Юрия III Даниловичане только Великого княжения, но и Московского Стола.

Однако, как отмечает И.Е.Забелин, Великий князь Юрий Данилович «всё-таки успел утвердить за Москвою Великокняжеский стол, получив вОрде ярлык-грамоту на Великое княжение... Великий князь Юрий погиб именно засвоё Отечество, за свой город – Москву... Таким образом, первый неуто­мимыйтруженик Москвы, омывший все грехи своего исторического труда своею кровью зато именно, что выдвинул свой незаметный город на историческое поприще, по всемправам исторического деятеля удостоился погребения в том же храме,который по бла­гословению свт. Петра сделался святым покоищем первосвятите­лей ВсеяРуси. И с каким торжественным почётом древняя Москва хоронила безвременнопогибшего своего первого политического деятеля: отпевали с митрополитом владыкичетырёх главных об­ластей: Новгородской, Тверской, Ростовской и Рязанской».

 

МОСКВА –

духовно-нравственный

Центр Православной Руси

 

Москва, ставшая благодаря усилиям и самоотверженным трудамДаниила Александровича главным Стольным городом удельного княжества, приправлении его сыновей, Юрия III Даниловича и Ивана I Даниловича Доброго (Калиты)– это уже главный город Великого княжества. Здесь важно подчеркнуть – главныйгород Великого княжества Московского, но не «Столица» Северо-Восточной Руси, итем более не Столица «Всея Руси».

 

Во времена правления первых создателей Московскогокняжества и позже, то есть в течение всего XIV века, главным городом («столицей») Северо-Восточной Руси был городВладимир; Киев же, как «Столица» Древнерусского государства, разорённый иразграбленный монголами в 1240 году, потерял своё значение, а через столетие слишним, захваченный Великим князем Литовским Ольгердом и присоединённый вместес подольскими землями к Литве, вообще перестал существовать как «Столица»государства.

Именно с моментом становления Московского княжествакак Великого княжества в начале XIV века связано историческое для судеб нашего Отечестваи всего Православного мира событие. Москвастановится Духовным Центром жизни русского народа и других народов, принявшихправославие и проживавших на российской территории, иначе – Православным духов­но-нравственнымЦентром всея Руси. Это событие случилось и зафиксировано навсегда вистории, стало реальностью благодаря провидческой деятельности двух выдающихсялюдей России – Великого князя Московского Ивана I Даниловича Доброго (Калиты)и свт. Митрополита Петра.

Иван I Данилович Добрый(Калита) (01.10.1288 г. - 31.03.1341 г.)– Великий князь Московский (с 1322 года),Великий князь Владимирский (1328-1341 гг.),князь Новгородский (1328-1337 гг.).

Крёстный отец одного изсоздателей Московского государства – Алексея (1300-1379 гг.), митрополита всея Руси в 1354-1378 гг.

Первая жена – княгиняСоломония (?-01.03.1331 гг.), виночестве Елена; вторая жена (с 1332 года)– княгиня Ульяна.

Сыновья от первого брака: Семён (07.09.1316 г. - 27.04.1353 г.), Даниил (1320-? гг.), Иван (30.03.1326г.-13.11.1359 г.), Андрей (04.06.1327г.-06.06.1353 г.). Дочери отпервого брака: Мария, Феодосия, Евдокия; от второго брака – две дочери.

Пётр (умерв декабре 1326 года), русский митрополит (с 1308 года), иконописец, преемник митрополита Киевского и всеяРуси Максима. Родом с Волыни. Резиденцией главы Русской Православной Церкви (Киевского митрополита) был город Киев. Собразованием во второй половине XII в. на северо-востоке Киевской Руси мощногоВладимирского княжества центр политической жизни русского народа постепенно перемещаетсяв город Владимир. Митрополит Кирилл II (1240-1280гг.) жил попеременно в Киеве и Владимире-на-Клязьме; его преемник,митрополит Максим (1283-1305 гг.), в1299 году окончательно перебравшись во Владимир, переносит туда из Киева и Митрополичьюкафедру.

Перенесение Митрополичьей кафедры на Север возбудилосоперничество в Юго-Западной Руси, где князь Юрий Львович (внук Даниила Романовича Галицкого) сделал попытку основатьсамостоятельную митрополию и направил в Константинополь для посвящения Петра. Кэтому времени умер мит­рополит Максим (1305год), и Константинопольская патриархия утвердила Петра митрополитом всеяРуси (1308-1326 гг.). Поставлениеосуществилось вопреки воле Тверского князя Михаила Ярославича, занимавшего (в 1305-1317 гг.) Великокняжеский ВладимирскийСтол. Тверской князь попытался добиться осуждения Петра на Церковном Соборе1312 года, но цели не достиг. Опираясь на поддержку московского князя ЮрияДаниловича, Пётр укрепил своё положение. При Иване I Даниловиче (Калите)он стал твёрдым и постоянным союзником Москвы, где почти постоянно жил и гдезаложил Успенский собор (в котором впоследствиии был похоронен).

В первой половине 1327 года во Владимире-на-Клязьмесостоялся Поместный Собор Русской церкви, утвердивший местное, московское почитаниемитрополита Петра как святого. Это был первый шаг к его общерусскойканонизации, состоявшейся в 1339 году, когда святость Петра была признана иКонстантинопольским патриархом. Москва обрела своего первого святого –митрополита Петра.

Свт. Пётр – один из многих вы­дающихся людей нашего Отечества,стоявших у истоков создания вели­чайшего в мире государства, благодаряпровидению и самоотверженным  усилиямкоторого Москва состоялась как Духовный Центр России.

Согласно исследованиям, проведённым Н.С. Борисовым,Иван I Данилович (Калита) стал Московским князем не после смерти Юрия, а ужевесной 1322 года. Основными взаимодополняющими элементами государственнойполитики Ивана I Даниловича были (какотмечает Н.С. Борисов): «...вера и разум. Вера давала энергию,заставляла во всём стремиться к высшей правде; разум указывал пути наведениягосударственного порядка в большом и беспорядочном русском мире. Вера быланезримой известью, скреплявшей тяжелые камни порядка... Вся деятельность ИванаКалиты как правителя проникнута пафосом Священного Писания. Ветхозаветный царьудивительным образом уживался в нём с апостолом, а бессердечный мытарь – скающимся грешником. И в этой своей поразительной противоречивости князь Иванбыл глубоко русским человеком». Первым из Великих князей ВладимирскихИван I Данилович, следуя примеру митрополита Петра, стал именоваться «князем Великим всея Руси».

Описывая Великоекняжение Ивана I Даниловича, М.В. Ломоносов даёт своё видение относительноместоположения Столичного города: «...В его княжение присовокуплен Ростов кМоскве и пришёл к нему святой Пётрмитрополит, основал митрополию российскую в Москве, и туда ж перенесено великоекняжение Владимирское, хотя после того много времени Владимир столицею токмопочитался».

Интересно, что прозвища,которые даёт народ своим правителям, ёмко и точно характеризуют или ихфизический облик («Толстый», «Рыжий», «Меченый» и др.), или их психическоесостояние, или их норов («Безумный»,«Кроткий», «Храбрый», «Мерзавец» и др.), или основное их свершение в жизнипо месту действия («Невский», «Донской» идр.). Об Иване I Даниловиче в народе сложилось мнение, как о правителемилосердном. Н.С. Борисов, создавший лучшую биографию московского князя, пишет:«Подобнотому, как Александр Невский остался в памяти народа как храбрый, а Иван IV какгрозный правитель, - так Иван Данилович стал в ней символом правителя доброго.Именно так его и называет один древний источник:- Иван Добрый».

Ивану I Даниловичу (Доброму)народ дал также ещё одно имя – «Собиратель». В связи с этим И.Е.Забелин отмечает, что во времена Калиты это имя «вовсе не то значило, что емуприсвоено историками. Оно значило ... собирателя разбегавшегося от татарских икняжеских нашествий народа, установителя земской тишины и безопасности, закоторым разбежавшиеся люди, выходя из лесов, безопасно утверждались по-прежнемуна своих местах, в городах, сёлах и деревнях... Он славен только тем, чтоутвердил, насеял и возрастил единство действий в своей родной Москве, в своейсемье и в среде своих бояр, подав живой пример, как можно миролюбиво ибезопасно устроить отношения в Орде, вследствие чего восстановилась иобщеземская тишина – важнейшая заслуга Калиты и перед землёю, и перед историей».Эта мечта стала великой политической идеей жизни и деятельности московскихкнязей.

«Единство жизни есть перваяосновная политическая добродетель для народного развития; из неё уже вырастаети всё остальное, чем бывает богато это развитие. В этой первой добродетели изаключается высокое и великое преимущество Москвы перед всеми другими городамиРусской земли», - таков вывод И.Е. Забелина, вытекающий из анализа историческогонаследия, оставленного своим потомкам этим Великим Московским князем.

Всправочно-библиографических материалах к «ИсторииРусской Церкви» митрополита Макария находим три даты, отнесённыек важнейшим событиям русской церковной и государственной истории России началаXIV века:

«1322 год –  Свт. Пётр окончательно переселяется в Москву.

1325 год – Свт. Пётр,митрополит Киевский и всея Руси (1326, память 21 декабря), при перенесениикафедры из Владимира в Москву перенёс в Успенский собор Московского КремляПетровскую икону (24 августа).

1326 год – Заложен соборв честь Успения Пресвятой Богородицы в Москве. Свт. Пётр завещал похоронитьсебя здесь, тем самым утвердив фактический перенос митрополичьей кафедры вМоскву».

Эти сведения прямоуказывают на тот факт, что Москва 1325года уже не только главный город Великого княжества Московского, но и религиозно-церковный,духовно-нравственный Центр православной Руси (России), к которому стала тянуться вся Русская земля. Сюда к митрополиту начинаютстекаться по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси.

С 1325 года Москвастановится Цент­ром «собирания» не только земель, принадлежащих когда-то кня­зьямВладимирским, но и всех Русских земель.

 

4..3. 1426 год. МОСКВА –

государственно-политический,

административныйЦентр Руси

(СТОЛИЦАгосударства)

 

Ближайшие события, предшествовавшиеобразованию Столицы развивающегося государства – Руси Московской, будущей Рос­сийскойИмперии, относятся к началу и ко всему времени правления Великого князя ВасилияI Дмитриевича – сына Дмитрия Донского.

Василий I Дмитриевич (30.12.1371 г.-27.02.1425 г.)– Великий князь Московский с 1389 года, старший сын Великого князя ДмитрияИвановича Донского (12.10.1350 г.-19.05.1389г.) и суздальской княжны Евдокии Дмитриевны (?-07.06.1407 г.г.).

Василий I Дмитриевич былПервым князем, унаследовавшим Великокняжеский Престол во Владимире (1389 год) без санкции Орды.

Поскольку никто из другихкнязей не предъявил своих прав на Великокняжеский титул, то он и остался закнязем Московским. Семнадцати лет Василий Дмитриевич женился (09.01.1391 года) на Софье, дочериВитовта Кейстутовича, бывшего ещё в то время в изгнании, но впоследствии ставшегоВеликим князем Литовским. Свадьба праздновалась в Москве.

Софья (в девичестве, до принятияправославия, Анастасия) Витовтовна(1371 г.-15.06.1453г.), дочь Великого князя Литовского Витовта, жена (с 1390 года) Великого князя Московского Василия I Дмитриевича. Вмалолетство своего сына Василия II Васильевича она управляла Московскимкняжеством. В определённой степени активизировала ход феодальной войнысемейно-личностными противоречиями в династии Московских князей. В последующихбурных политических событиях Софья приняла самое активное участие: в 1451 году онаруководила обороной Москвы от крымских татар.

В 1392 году Ордынскийхан Тохтамыш признал за Великим князем Василием I Дмитриевичем право нанаследственное владение Нижним Новгородом, Суздалем, Городцом, Мещерой, Тарусойи Муромом.

После смерти Василия IДмитриевича (1425 г., эпидемия чумы) Великое княжениеМосковское переходит к его 10-летнему сыну Василию, впоследствии прозванному «Тёмным».Право Василия на Великое княжение было далеко не бесспорным, так как живы былиего дядья: Юрий, Андрей, Пётр и Константин Дмитриевичи, из которых первый, ЮрийЗвенигородский, никогда не скрывал своего желания сделаться Великим княземпосле смерти своего брата – Великого князя Московского Василия I Дмитриевича.

Ещё в 1419 году ВасилийI Дмитриевич попытался заключить договоры с братьями, по которым теотказывались бы от претензий на Великое княжение в пользу сына Василия, но Юрийне стал подписывать такой договор. В последующие годы Василию Дмитриевичу не удалосьпоколебать его упорства. Ввиду малолетства князя реальная власть принадлежалаего матери – Великой княгине Софье Витовтовне, митрополиту Киевскому и всеяРуси Фотию (1410-1431 гг.) и главемосковского боярства князю Ивану Дмитриевичу Всеволожскому. Последний, пословам С.М. Соловьёва, был преемником тех московских бояр, которые при отце,деде и прадеде Василия умели удержать за Москвой первенство и дать еймогущество.

Очевидно во исполнениеволи Великого князя Василия I Дмитриевича (неуспевшего осуществить своё намерение) решением Великой княгини СофьиВитовтовны и митрополита Фотия в 1426году правительственный аппарат Владимирского кня­жества переводится изстольного города Владимира в город Москву, и начинается слияние государственныхструктур и территорий Владимирского и Московского Великих княжеств, котороезавершается в 1428 году.

Таким образом, встановлении и формировании Москвы как Истинно Столичного города есть триисторические вехи, зафиксированные следующими календарными датами: 1147, 1325 и 1426 годы.

И если первая дата – 1147 – год основания города «МОСКВА» княземЮрием I Владимировичем (Долгоруким) прочно отложилась впамяти на­рода, как сложившийся исторический факт, то две другие даты:

1325 год –перевод митрополитом Киевским и всея Руси Петром митрополичьей кафедры из городаВладимира в город Москву во время правления и настоятельного содействия Великогокнязя Московского Иоанна I Даниловича (Калиты),

1426 год –перевод Великокняжеской властью правительственного аппарата из города Владимирав город Москву, чем и завершается формиро­вание Москвы, как Истинной ВековечнойСтолицы Российского государства,

- если и упоминаются внекоторых энциклопедических справочни­ках, то как бы мимоходом, без глубинногоосмысления социальной и др. значимости для Российских народов дат этихисторических событий.

Между тем именно этимидвумя датами – 1325 год и1426 год – определяетсяисторическое время становления Москвы – сначала как Православного духовно-нравственногоЦентра всея Руси (1325 год), расположенного в территориально небольшом удельномМосковском княжестве, а затем и Истинной Столицы Московской Руси (1426 год)– молодого развивающегося государства с красивым и гордым названием «РОССИЯ».



Слово «стол» в русском языке имеет двазначения: 1) «род мебели – ши­рокая доска или соединение досок четырёхугольнойили округлой формы на ножках»; 2) «еда, пища».

 

Как таковых по названию племён в истории не существовало. Термины«славяне», «славянин» «славянский» являются лингвистическими, введёнными в научныйобиход в XVIII в. Эти термины оказались удобными для обозначения большой группыразличных близкородственных племён, обитавших на просторах Центральной, Южной иВосточной Европы, и были восприняты на бытовом уровне всеми «славянскими»народами как естественные, соответствующие их духовному состоянию имировоззрению.

Эти поселения относятся к Дьяковской культуре (V в. до н.э. — VIIв.н.э.), названной так по имени первогораскрытого археологамиселища у бывшего села Дьяково (близ Коломенского).

В Древней Руси заготовкалеса и его доставка для строительства домов производилась, как правило, вянваре месяце.

 

«Кучко» - вероятно, прозвище; фамилий в те времена ещё несуществовало. Некоторые историки полагают, что Кучко был новгородским боярином;центральная усадьба его располагалась на территории, занимаемой в наше времяулицами Лубянка и Сретенка.

Забелин И. Е. История городаМосквы. Неизданные труды. – М.: Издательство им. Себашниковых.

 

 

В некоторыхизданиях по истории нашего Отечества данное событие отмечено 1237 годом безуказания на какие-либо документальные источники, подтверждающие эту дату.

 

Рыжов К. Все монархи мира. Россия(600 кратких жизнеописаний). - М.: Вече, 2001.

Осада и штурм г. Владимира.

 

Ломоносов М. Записки по русской истории.- М: Изд-во ЭКСМО, 2003. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) – великийрусский учёный-энциклопедист, историк, поэт, мыслитель, основатель Московскогоуниверситета (1755 г.).

 

Юрий III Даниловичбыл убит в Орде своим племянником, князем Тверским Дмитрием Михайловичем(Грозные Очи) 21 ноября 1325 года, который отомстил  тем самым за убийство в 1319 г. в той же Орде своегоотца –  Великого князя Тверского МихаилаЯрославича.

Юрий III Данилович былпохоронен в новом, первом на Москве, каменном храме Успения Богородицы, впределе св. Великомученика Дмитрия Солунского.

 

Борисов НиколайСергеевичрусский историк и писатель, создательпервой биографии Московского князя. Борисов Н.С. Иван Калита. 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия -ЖЗЛ,Русское слово, 1997.

 

Новгородская Перваялетопись старшего и младшего изводов. - М., Л., 1950.

 

Макарий (БулгаковМихаил Петрович) (1816-1882 гг.) - митрополит Московский и Коломенский (с 1857 г.), историк, академик Петербургской АН(с 1854 г.).«История Русской Церкви» - основной научный труд его жизни, изданный в 12 томах в С.- Петербурге в 1857 г. По благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II этот труд был переизданв 1995 г.издательством Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

 

В 1446 году в результатемеждоусобной борьбы в возрасте 31 года он был ослеплён двоюродным братомДмитрием Шемякой.

 

Соловьёв С. М. История России сдревнейших времён. - Соч. в 18 кн. Кн. 1-15. М., 1988-1995.

Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. —М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.